Паратрайк – это моторный сверхлегкий летательный аппарат (СЛА) тяжелее воздуха. Полет осуществляется на бескаркасном, мягком крыле напоминающем парашют (на параплане). Крыло (параплан) крепится к легкой тележке оснащенной силовой установкой состоящей из мотора и толкающего винта.
Сегодня технологии и робототехника в частности, об этом можно судить по прорыву КБ Южное https://yuzhnoye.com.ua/kbu-history, осуществляет огромный прорыв в разработках. Но сегодня мы поговорим о менее изученном типе летательных средств. Прежде чем говорить о паратрайке, нужно упомянуть о ближайших «родственниках» паратрайка.
Параплан – летательный аппарат, состоящий из крыла обеспечивающего полет и подвески, в которой находится пилот. Стар осуществляется с холма или при помощи специальной лебедки, которая «затягивает» параплан, подобно воздушному змею. Полет осуществляется используя восходящие воздушные потоки. Летный комплект в сложенном виде имеет размер большого туристического рюкзака!
Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ
Парамотор – летательный аппарат на основе параплана с силовой установкой. Силовую установку (мотор+винт) пилот одевает на спину. Наличие силовой установки позволяет осуществлять самостоятельный взлет и дает больше возможностей для маневров в оздухе. Используются специальные легкие двигатели мощностью 15-30 л. с., а так же усиленные крылья. Вес силовой установки около 30 кг. Данная система наиболее компактна и мобильна, позволяет осуществлять взлет/посадку с неподготовленных площадок. Но для уверенного управления в момент взлета/посадки требуется наличие навыков.
Паратрайк – парамотор установленный на раму/тележку. В большинстве случаев, телега имеет три колеса, потому используется название «паратрайк». Зимой вместо колес используются лыжи или надувные полозья.
Такой тип СЛА имеет и другие названия: паралет, парателега, аэрошют, дрынолет, английское”Powered ParaChute”и пр..
Конечно, система с рамой на колесах не столь компактна, однако предоставляет выше уровень комфорта и дополнительной безопасности. В сложенном виде паратрайк допускает перевозку легковым автомобилем. Сборка/разборка занимает 15-20 минут.
При использовании телеги вес системы может быть значительно большим, чем при старте с ног с мотором за плечами. Соответственно, используются более мощные двигатели (до 100 л. с.). А это позволяет увеличить грузоподъемность: дополнительный пассажир, оборудование для видеосъемки и пр.
Большие паратрайки, как правило, имеют неразборную конструкцию и доставляются на место полетов на специальном прицепе или путем закрепления на автомобильном фаркопе.
Следует отдельно указать такую разновидность паратрайка как аэрошют. Аэрошютами называют паратрайки с крылом специальной формы, имеющим более широкий подвес к телеге, а так же с управлением клевантами выведенным на ножные рычаги.
Некоторые технические характеристики:
– Горизонтальная скорость, относительно воздуха, около 60 км/ч.
– Скорость набора высоты около 3 м/с.
– Скорость относительно земли в момент посадки около 5 км/ч.
– Скорость полета паратрайка зависти от площади крыла и веса.
Для взлета паратрайка не нужно специальной площадки. Достаточно относительно ровного поля или дороги. В зависимости от мощности мотора, модели крыла и взлетного веса разбег до отрыва составляет около 30 метров! Для посадки так же не требуется специальной площадки. Существуют системы удержания крыла позволяющие осуществлять взлет/посадку с/на поверхности воды!
История возникновения и развития паратрайка тесно связана с развитием парапланеризма. Планирующее крыло было запатентовано в 1964 г. Первый полет на паратрайке в СССР в 1984 году. Сейчас по всему миру существует несколько десятков компаний изготавливающих парапланерные крылья, моторы, тележки и прочие аксессуары. Так например, в Украине компания «Аэрос» изготавливают крылья мирового уровня соответствующие мировым требованиям по безопасности. Или российская компания «Аэромастер» изготавливаются сертифицированные парателеги.
Управлять партрайком достаточно просто: рукоятка газа отвечает за полет вверх/низ, повороты в лево/ в право осуществляются затягивнием соответствующих управляющих стром – клевант. Поговорка гласит: «Управлять паратрайком сложнее чем селосипедом, но проще, чем автомобилем». Обучение пилота занимает около месяца. Причем «учлеты» допускаются к самостоятельным полетам уже на первых этапах обучения, после 3-5 часов обучения.
Ограничения на полеты на паратрайке есть: не летать в сильный или порывистый ветер, в дождь, в провода электропередач и пр.
Паратрайк признан наиболее безопасным из всех СЛА: в случае остановки двигателя в полете продолжается планирующий управляемый полет и осуществляется мягкая посадка «по парашютному».