Анатолий Солоницын снимался в фильмах, которые вошли в Золотой фонд кинематографии СССР. Невероятно талантливый, всегда творчески настроенный артист работал с самыми звездными, именитыми и культовыми режиссерами того времени- Аловым и Наумовым, Михалковым, Герасимовым и Панфиловым. Заслуженный артист РСФСР (1981).
Обладатель приза "Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля (1981, номинация "Лучший актер).
Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ
0
Родился Анотолий Солоницын 30 августа 1934 году в небольшом городке Белгородске, что в Горьковской области. Род Солонициных представлен несколькими поколениями русской интеллигенции. Прадеда – Захара Солоницина – называли «ветлужским летописцем», после него осталось несколько книг. Сохранился и его автопортрет, написанный маслом на холсте. Он был не только летописцем, но и богомазом, то есть иконописцем, и довольно «знатным». За вольные мысли о необходимости переустройства государства, которыми он делился со своим другом, уехавшим в Париж, Захар Солоницин был изгнан из монастыря. Основатель починка Зотово, он каждый день ходил в церковь в Таншаево по прорубленной им же самим дороге в лесу, которая сохранилась и зовется в народе «Захарова тропа».
0
Необычным человеком был и дед его – сельский врач Федор Солоницын. Не каждого провинциального лекаря принимают в Нью-Йоркское гипнотическое общество. Врач, обладавший редким даром лечения людей посредством гипноза, умер в возрасте 45 лет, спасая односельчан от тифа и был похоронен рядом с ошминской церковью как почетный гражданин.
Все представители мощного рода, как и сам Анатолий Солоницын, были подвижниками: полностью отдаваясь любимому делу, они не щадили себя нисколько. Отец великолепного исполнителя роли Андрея Рублева в далекие 50-е годы работал редактором газеты «Богородская правда», затем талант его заметили, и он стал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда», а потом и собкором «Известий».
0
Анатолий Солоницын при рождении получил имя Отто. Биографы Солоницына писали: "В тот год вся страна следила за подвигом героев-челюскинцев. Отец мальчика, ответственный секретарь газеты "Горьковская правда", восхищаясь руководителем экспедиции Отто Шмидтом, назвал в его честь новорожденного сына. Никто не мог предположить, что начнется война, и немецкое имя Отто станет восприниматься враждебно. Мальчик настоял, чтобы его звали Анатолием, и домашние согласились, хотя по документам он всю жизнь оставался Отто, из-за чего на почте при получении денежных переводов, бандеролей и посылок все время возникали недоразумения.
0
Художественной самодеятельностью Анатолий увлекся в городе Фрунзе, куда перевели отца. После окончания школы он поступил в строительный техникум, но часто пропускал занятия, сбегая в театр и кино. Юность, проведенная на заводской окраине, оставила в Анатолии умение постоять за себя. Несмотря на худобу, он отличался большой физической силой, и, когда однажды ночью на него напали на пустынной улице двое грабителей, он справился с ними без посторонней помощи. Но в обычной жизни Солоницын был чрезвычайно ранимым, наивным и искренним человеком. Сам про себя он говорил: "Я – романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю".
Когда читаешь о том, какие величайшие артисты не поступали в престижные столичные театральные вузы с приговором «профнепригодность», то начинаешь поневоле задумываться о компетенции приемной комиссии. Ведь трижды отвергнутый ею Солоницын Анатолий Алексеевич буквально через несколько лет сам уже давал уроки мастерства студентам. Третья неудачная попытка поступления в ГИТИС заставила Солоницына отправиться в Свердловск. Чтобы не терять еще год, Анатолий Алексеевич успешно сдает экзамены в студию при Свердловском драматическом театре, которая только что открылась. После ее окончания актер остается в Свердловском театре. Здесь же, в этом городе, он получает свою первую, но главную роль в короткометражке Глеба Панфилова. Картина «Дело Курта Клаузевица» была кинодебютом молодого режиссера Свердловской киностудии. Так получилось, что первым режиссером, которого встретил актер Анатолий Солоницын, был замечательный Глеб Панфилов.
0
А главным в творческой судьбе актера стал Андрей Тарковский. Анатолий Алексеевич ради интересной роли, не задумываясь, менял города и театры. Выходил в те годы толстый журнал «Искусство кино», в котором ежемесячно печатали сценарии. Солоницын прочитал «Андрея Рублева» и рванул в Москву. Он чувствовал, что может и должен сыграть эту роль. Его необычная и соответствующая в данном случае внешность, да и талант настолько убедили Тарковского в необходимости снимать именно его, а не уже утвержденного Станистлава Любшина, что режиссер пошел наперекор всему художественному совету.
0
Для того чтобы развеять последние сомнения в правильности выбора, Андрей Тарковский обратился к специалистам по древнерусскому искусству с вопросом, кто из двадцати актеров, фотографии которых он предоставил, больше всего, по их мнению, соответствует образу Андрея Рублева. Ответ был единогласный – Анатолий Солоницын. Фильмография его, насчитывающая к концу жизни 46 прекрасных работ, была коронована этой второй, непревзойденной потом никакой другой киноролью.
0
0
0
Фильм вышел в 1966 году и принес Солоницыну всемирную славу. Андрей Тарковский как лучший иностранный кинематографист был удостоен финской кинопремии «Юсси». Уже отмечалось, что плохих, провальных ролей у актера не было – он был очень талантлив и одержим профессией. Но на памятных досках и на могильном камне Солоницын изображен в образе Андрея Рублева. Работа над этой ролью изменила взгляды артиста на многие вещи, в том числе и на религию.
0
Для режиссера же он стал своеобразным талисманом – Анатолий Алексеевич снялся потом во все его фильмах, кроме «Ностальгии», в которой из-за смертельной болезни Солоницина главную роль исполнил Олег Янковский. Даже в «Зеркале» актер был занят в специально для него придуманной роли Прохожего. Надо отдельно отметить работы в фильмах его кумира. Он создал незабываемые образы доктора Сарториуса в фильме «Солярис» (1972 год) и Писателя в «Сталкере» (1979).
0
0
0
Солоницын прожил короткую жизнь – ему было всего 47 лет. Он был очень порядочным, преданным, честным человеком, прекрасным партнером, умницей с замечательным чувством юмора, настоящим, в чеховской трактовке этого слова, русским интеллигентом. Любимым писателем у него был Достоевский. Для того чтобы исполнить роль автора в несостоявшейся экранизации «Идиота», артист готов был сделать пластическую операцию.
0
Когда Тарковский спросил у него, кого он будет изображать потом с лицом Федора Михайловича, Солоницын ответил, что потом, после этой роли, ему играть будет некого и незачем. И он в 1980 году действительно сыграл любимого классика в фильме «26 дней из жизни Достоевского» режиссера Александра Зархи. Роль принесла ему "Серебренного медведя" на "Берлинале".
0
Анатолий Солоницын, биография которого резко изменилась после роли Андрея Рублева и знакомства с Андреем Тарковским, становится, в сущности, киноактером. Последней его театральной ролью был Гамлет, поставленный на сцене Ленкома все тем же Андреем Тарковским. Эту роль Солоницин сыграл в декабре 1976 года. Он служил в драматических театрах Москвы, Ленинграда, Свердловска, Минска, Новосибирска и Таллина. И на сцене им были созданы несколько незабываемых образов. Кроме вышеупомянутого Гамлета, театральным событием стала роль в спектакле по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины», поставленном Арсением Сагальчиком. Ради нее А. Солоницын на время переехал в Таллин. В кино лучшими были его работы у Глеба Панфилова в фильме «В огне брода нет» и у Никиты Михалкова в картине «Свой среди чужих». Замечательно сыграл он у Ларисы Шепитько в «Восхождении» и у Алексея Германа в «Проверке на дорогах».
0
0
Актер Анатолий Солоницын, биография которого в эти годы была насыщена любимой работой и любовью, на здоровье свое не обращал особого внимания. О степени запущенности болезни узнали случайно. В 1981 году он снимался у В. Абдрашидова в картине «Остановился поезд». По сюжету его герой журналист Малинин едет на лошади. Актер, не удержавшись в седле, при падении сильно ушиб грудь. В больнице при осмотре обнаруживают рак легких, а в Первом медицинском институте, куда актер был срочно доставлен, обнаружили, что метастазы распространились уже и на позвоночник, и процесс остановить невозможно. Работа в этом фильме становится последней значительной киноролью. В этом же 1981 году А. Содоницын получает звание Заслуженного артиста РСФСР. –
0
Сильно осложнило болезнь известие о том, что фильм «Ностальгия» его кумир уже снимает в Италии, а вожделенная роль отдана Олегу Янковскому. Более того, А. Тарковский не нашел ни сил, ни времени попрощаться со своим умирающим «талисманом», хотя жил в непосредственной близости. Анатолий Алексеевич велел снять портрет Тарковского со стены. Существует же пословица о том, что человек, предавший друга, не задумываясь, предаст и родину. Но, очевидно, определенные творческие личности находятся над такими понятиями, как верность и предательство. Болезнь актера стала прогрессировать, но умер он мгновенно, не испытав страшных болей – он поперхнулся кашей, которой его кормила сиделка. Похоронен актер на Ваганьковском кладбище.
Солоницын прожил 47 лет и сыграл в 46 фильмах. Для потомков он так и остался Андреем Рублевым. В нижегородской глубинке, на доме-музее, висит мемориальная доска. На ней изображен человек в монашеской одежде с ликом святого и вырезаны слова: "30 августа 1934 года в городе Богородске родился великий актер Анатолий Алексеевич Солоницын". В своем дневнике Солоницын в 25-летнем возрасте однажды написал: "Никогда не знаешь, чего тебе больше всего не хватает в жизни, и только с годами начинаешь понимать – времени". Ему очень нравились слова Достоевского: "Признак настоящего искусства в том, что оно всегда современно, насущно, полезно… Искусства несовременного быть не может. Если оно есть, то оно не искусство".
0
Личная жизнь актера была не менее насыщена, чем творческая. Анатолий Алексеевич был женат три раза. Во втором браке у актера родилась дочь Лариса, которая с 2014 года работает директором Музея кино. Сын Алексей, рожденный в третьем браке, сначала не пошел по стопам отца. Но сейчас и он работает в киноиндустрии. Так что творческая династия продолжается. Судьба Анатолия Алексеевича замечательно описана в произведении его младшего брата писателя Алексея Солоницына, которое называется «Повесть о старшем брате».
Ссылки по теме:
-
Лучшие цитаты из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!»
-
Самые всеядные актеры Голливуда
-
5 интересных фактов о фильме «Три тополя на Плющихе»
-
5 знаменитых гусар
-
5 интересных фактов о фильме «Три плюс два»