Обиды, интриги и корабль в ад: режиссер «Заражения» снял первый серьезный фильм об эре коронавируса

Фото:
Кадр из фильма «Пусть говорят»

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ


Комментарии

Все новости на карте

На платформе HBO Max вышел новый фильм, возможно, самого деятельного из великих режиссеров современности: Стивен Содерберг снял разговорную окололитературную трагикомедию «Пусть говорят» с Мерил Стрип в главной роли.

Удивительным образом это лукавое кино скрывает за сюжетом о звездной писательнице, осенью 2019-го пересекающей Атлантику на элитном круизном многопалубнике, первое по-настоящему серьезное кинематографическое высказывание о мире эпохи коронавируса.

«Да кто вообще уходит на пенсию в 70 лет? Абсурд какой-то, по-моему», — поражается известная американская писательница Элис Хьюз (Мерил Стрип), вздыхая по своей многолетней представительнице из литагентства. Как только та могла решить, что восьмой десяток жизни будет интереснее посвятить больному мужу и детям с их проблемами? Но нет худа без добра: у Карен (Джемма Чен), нового агента Элис, есть идея, которая самолюбию беллетристки льстит.

Вот уже много лет Хьюз мечтает получить престижный литературный приз Футлинга — но вынуждена отказываться от него по банальнейшей причине: премию вручают в Англии, а она до смерти боится летать на самолетах.

«Как насчет каюты-пентхауса на борту мегалайнера Queen Mary 2?» — предлагает альтернативный способ пересечь Атлантику предприимчивая Карен. «Можно ли взять с собой нескольких спутников?» — звучит в ответ.

Компанию, впрочем, в путешествие писательница выбирает далеко не самую очевидную. Ладно любимый племянник, двадцатилетний студент Тайлер (Лукас Хеджес) — он во всяком случае принимает приглашение как должное. Но вот две некогда ближайшие подруги Элис по колледжу, которых она, кстати сказать, не видела уже больше тридцати лет, собирают чемоданы с некоторым недоумением.

«Почему она решила воссоединиться с нами именно сейчас?» — вопрошает правозащитница из Сиэттла Сьюзан (Дайэнн Уист). У продавщицы нижнего белья из Далласа Роберты (Кэндис Берген) вопросы к подруге накопились еще более серьезные: когда-то Элис списала с нее героиню-изменщицу из прославившего ее романа «Ты всегда, ты никогда» — а муж Роберты прочел книгу, узнал супругу в персонаже и не только подал на развод, но и имуществом не поделился: она же изменяла.

Кроме этих претензий из прошлого, ждет Элис на Queen Mary 2 и еще один сюрприз. Агент Карен в тайне от нее тоже взошла на борт — чтобы убедиться в том, что Хьюз действительно работает над рукописью нового романа. У начальства девушки в этом сильные сомнения.

Обиды, интриги и корабль в ад: режиссер «Заражения» снял первый серьезный фильм об эре коронавирусаКадр из фильма «Пусть говорят»

Что ж, на борту самого роскошного круизного лайнера планеты всю эту компанию ждет довольно интенсивный опыт. Интеллигентная комедия положений — и безобидный бытовой шпионаж. Неловкие встречи пяти одиночеств за ужинами и бокалами шампанского — и сатирическое столкновение лицом к лицу литературы высокой и низкой, причем в том же ресторане.

Сексуальные откровения за игрой в «Монополию» — и бесстыжая охота на богатых вдовцов за столом для блэкджека в казино. И самое главное, конфликты из прошлого, которые никак не разрешатся в настоящем — какой бы тяжестью они не висели над разговорами. А говорят здесь много, от первого кадра до последнего — название снятого за неделю на борту Queen Mary 2 во время одного из ее прошлогодних рейсов фильма Стивена Содерберга (учитывая природу претензий персонажей друг к другу и ко вселенной, его отдающий отечественным телеэфиром русскоязычный перевод на удивление уместен) не врет.

Более того, Содерберг и вовсе отдал диалоги на откуп импровизировавшим в своих репликах актерам: в сценарии «Пусть говорят» были прописаны лишь ситуации и сцены.

Такой спринтерский характер съемок и такой скромный по размаху сюжет как будто бы подразумевают кино если не поверхностное, то необязательное, не сильно обеспокоенное глобальными проблемами или экзистенциальными драмами.

И «Пусть говорят» действительно смотрится на одном дыхании — и импровизационность диалогов, броуновское движение слов действительно придают ему той игривой витальности, которую редко встретишь в отполированных десятком человек голливудских сценариях.

Но вот в чем парадокс — легкость хода вовсе не делает «Пусть говорят» фильмом легкомысленным. Содерберг как мало кто в современном кино владеет жанровой механикой (причем вне зависимости от того, в каком жанре работает) — что, собственно, и позволяет ему проворачивать такие трюки, как работа с черновиком вместо сценария или, например, съемка на iPhone (как на площадке психотриллера «Не в себе»). И именно картины Содерберга раз за разом показывают, что жанровый канон при оригинальном и талантливом к нему подходе всегда содержит в себе потенциал не только развлекать, но и наглядно проявлять неочевидные истины об окружающем нас мире и времени, в котором мы живем.

Какой же смысловой пласт открывается внимательному зрителю «Пусть говорят», кино, работающего на пересечении сразу двух жанров — роуд-муви и комедии характеров? Намек на ответ есть уже в начальных титрах, в которых название фильма сопровождается недвусмысленной альтернативной версией — «Осень 2019-го».

И конечно, после этого, смотря «Пусть говорят», невозможно не думать о самом ближайшем будущем и этих персонажей, и лайнера, на котором они плывут, да и всего мира, который они так беззаботно могут себе позволить игнорировать за личными обидами, амбициями и склоками. За осенью 2019-го неизбежно следует зима 2020-го, когда самым популярным кино всей планеты на месяцы вперед стало «Заражение» — фильм Стивена Содерберга. Что ж, в том фильме-катастрофе режиссер с пугающим правдоподобием воображал глобальную эпидемию как натуральный апокалипсис.

«Пусть говорят», по сути первое серьезное кино, чьим полноценным героем (пусть и незримым, только готовящимся выйти на сцену, но уже затмевающим собой остальных персонажей) служит коронавирус, мог бы быть приквелом «Заражения» — а оказывается его язвительной поправкой. Десять лет спустя корабль цивилизации все-таки взял курс в преисподнюю — на что пассажиры пока что смогли отреагировать лишь разговорами. Выживут не все.

Фильм «Пусть говорят» (Let Them All Talk) вышел на платформе HBO Max

Читать ещё •••

Видео дня. Что стало с Яшкой-цыганом из "Неуловимых мстителей"

Последние новости

Обиды, интриги и корабль в ад: режиссер «Заражения» снял первый серьезный фильм об эре коронавируса
Выборщики утвердили Байдена новым президентом США

Обиды, интриги и корабль в ад: режиссер «Заражения» снял первый серьезный фильм об эре коронавируса
Иммунолог назвал основной отличающий коронавирус симптом и срок его появления

Обиды, интриги и корабль в ад: режиссер «Заражения» снял первый серьезный фильм об эре коронавируса
В Великобритании нашли более заразный штамм коронавируса

Комментарии

Фильмы
,

Не в себе
,

Заражение
,

Стивен Содерберг
,

Мерил Стрип
,

Лукас Хеджес

Rambler


Нет комментариев

Оставить комментарий

Регистрация или вход через : 

©2024 Материалы представленные на kyk.su взяты из открытых источников с активной ссылкой на материал и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам и если Вы обнаружили материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, сообщите нам.

*Администрация сайта не несет ответственности за содержание материала *Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой.

Введите данные:

Forgot your details?