Фото:
КТО?ЧТО?ГДЕ?
Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ
Сегодня, 14 июня, в подмосковном санатории «Барвиха» после продолжительной болезни скончался любимый многими поколениями зрителей режиссер и актер, депутат Госдумы Станислав Сергеевич Говорухин. Об этом сообщил его коллега по работе в государственном аппарате Вячеслав Володин: «Он боролся до конца с болезнью, но она его победила на 83-м году жизни», — сообщил он представителям СМИ.
Станислав Говорухин родился в марте 1936 года в маленьком городке Березники Пермского края, там прошли его детство и юность. В конце 1950-х Станислав, не имея к тому моменту профильного образования, устроился на работу в телестудию Казани — он был в разное время режиссером, оператором, ведущим и автором программ. В 1961 году он поступил на режиссерский факультет ВГИКа — и уже в 1964-м состоялся его режиссерский дебют с короткометражкой «Аптекарша» по мотивам рассказов Чехова. Два года спустя он отправился в Одессу вместе с сокурсником Борисовым Дуровым — и Одесская киностудия стала местом его работы на долгие годы.
Лучшие фильмы Станислава Говорухина
Мы выражаем свои соболезнования семье и друзьям культурного и политического деятеля и вспоминаем лучшие фильмы, снятые известным режиссером, и его самые заметные роли.
“Вертикаль”
Этот фильм об альпинистах хотели снять на киностудии довольно давно, но все как-то не складывалось, в частности, не находилось ни одного режиссера, который желал бы взяться за ленту. По словам самого Говорухина, предложенный руководством сценарий был откровенно слабым — но он принялся за работу, первым делом пригласив в команду фильма Владимира Высоцкого и композитора Софью Губайдуллину.
Всего через несколько месяцев страна оказалась совершенно покорена лентой «Вертикаль»: она принесла молниеносную и сумасшедшую известность и Высоцкому, и Говорухину. Сразу после выхода фильма «Песня о друге», «Прощание с горами», «Скалолазка» и «Вершина» звучали в каждом доме, а пластинки с записями барда стали очень дефицитными — их моментально раскупали.
В 1969 году, окрыленный успехом фильма об альпинистах и сам влюбленный в горы режиссер снимает картину «Белый взрыв» на подобную тему — но она даже не приблизилась к успеху предыдущей ленты, хотя сам Говорухин всегда очень ею гордился.
“Место встречи изменить нельзя”
К концу 70-х на счету режиссера было уже шесть полнометражных фильмов, но Говорухина по-прежнему воспринимали начинающим и подающим надежды. Лента «Место встречи изменить нельзя» расставила все по своим местам. Криминальный многосерийник по мотивам романа братьев Вайнеров требовал маститого режиссера — сценаристы изначально видели в режиссерах Баталова, но тот был занят. Тогда Высоцкому, хорошо знакомому с Вайнерами, удалось уговорить их отдать картину Говорухину.
Сериал сразу стал настоящей сенсацией — Высоцкий и дебютант-Конкин настолько хорошо сыграли противостояние характеров своих героев, что даже сам лихо закрученный сюжет отошел на второй план. Фильм оказался очень хорош и по причине великолепной игры Армена Джигарханяна, Ларисы Удовиченко и еще одно новичка в кино — Стаса Садальского.
“Десять негритят”
Двухсерийная экранизация романа Агаты Кристи вышла на экраны страны в 1987 году с Владимиром Зельдиным и Александром Кайдановским в главных ролях. Таинственные убийства, повторяющие деталями слова из детского стишка-считалки, оказались очень добротно сняты.
“Ворошиловский стрелок”
Эта признанный шедевр режиссера Говорухина. В центре сюжета фильма — трагедия бывшего железнодорожника Михаила Ульянова, который в одиночку растит единственную внучку по имени Катя. Лента очень тяжелая, непростая, провокационная — но, вместе с тем, выдающаяся. Она показывает зрителю, до какой степени отчаяния способен дойти человек, утративший всякую веру в торжество правосудия и справедливости.
“Благословите женщину”
Этот фильм в 2003 году сделал популярными Светлану Ходченкову и Александра Балуева. Лента актуализирует проблему гендерных отношений, а линии главных героев еще и усложнены до предела: он — военный, а она — несовершеннолетняя. Режиссер сам появился в одной из сцен в образе командира дивизии.
“Конец прекрасной эпохи”
Лента вышла в свет в 2015 году, в ней сыграли Иван Колесников и Сергей Гармаш. Это экранизация сатирических рассказов Довлатова: в фильме они показаны приключениями журналиста Андрея Лентулова во времена конца «оттепели».
Детские и юношеские фильмы в творчестве Говорухина
Ленты для детей режиссер всегда вспоминал с особой теплотой. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» 1972 года, «Приключения Тома Сойера» 1981 года и «В поисках капитана Гранта» 1985 года были сняты, по словам Говорухина, чтобы заставить детей «изменить свое равнодушное отношение к чтению».
Документальная тема в творчестве Говорухина
Своими политическими, общественными и гражданскими взглядами режиссер поделился со зрителями в документальной трилогии — над ней Говорухин работал в период с 1990 до 1994. В серии — фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция».
Актерская деятельность Говорухина
Режиссер показал себя и бесконечно талантливым актером: в фильме «Асса» он сыграл криминального авторитета Крымова, который был любовником героини Друбич и антагонистом героя Сергея Бугаева. К этому времени Говорухин уже имел опыт актерской работы в фильмах «Среди серых камней» и «Возвращение Баттерфляй», но эта роль стала самой заметной.
В 1990 году Говорухин снялся в драме Леонида Филатова «Сукины дети», в 1992-м — в картине «Анкор, еще анкор» вместе с Валентином Гафтом и Евгением Мироновым. Три года спустя он появился на экранах в картине «Орел и решка».
Спустя десятилетие зрители поразились великолепной форме немолодого уже Говорухина — тогда он сыграл командира полка учебной части в режиссерском дебюте Федора Бондарчука «9 рота».
Rambler