Олег Ефремов: жизнь и судьба по системе Станиславского

Фото:
ТАСС / Малышев Николай

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ


Комментарии

1 октября — День рождения выдающегося актера и режиссера Олега Ефремова. Сегодня ему исполнилось бы 92 года. Основатель театра «Современник», он не менее известен широкой публике своими работами в кино. Например, в таких прекрасных фильмах, как «Живые и мертвые», «Звонят, откройте дверь», «Берегись автомобиля», «Гори, гори, моя звезда», «Три тополя на Плющихе», «Батальоны просят огня». Всего Олег Ефремов сыграл около 70 ролей в кино и более 50 — в театре. Как режиссер Ефремов поставил около 70 спектаклей. В честь Дня рождения любимого актера и режиссера «МИР 24» рассказывает о его жизни и творчестве.

В детстве Ефремов дружил с воркутинскими зэками

Детство Олега Ефремова прошло в большой московской коммуналке на Арбате. Уже в эти годы ему невероятно повезло с кругом общения. Его друзьями были внук советского артиста Василия Калужского, Александр Калужский и приемный сын писателя Михаила Булгакова Сергей Шиловский. Мальчишкой будущий актер и режиссер часто бывал в обеих семьях, впитывая их творческую атмосферу. Про дом Булгаковых он позже написал так: «Самого хозяина дома я, конечно, не помню, но осталась в памяти атмосфера прекрасной, весёлой, интеллигентной семьи. Булгаковский дом оказался частью жизни, „предвестием“ встречи с Художественным театром».

Олег Ефремов: жизнь и судьба по системе Станиславского

ТАСС

Артист Олег Ефремов в роли Рудина в кинофильме режиссера Константина Воинова «Рудин»

Круг общения в корне поменялся в подростковые годы, которые он провел в Воркуте. Его отец работал замначальника планово-финансового отдела лагерей ГУВЖД, составлял сметы для строительства воркутинского железнодорожного полотна. А строили его заключённые, так что сын достаточно близко увидел настоящую лагерную жизнь. Он даже подружился с некоторыми из зэков.

Существует семейная легенда, что заключенные пытались приобщить живого и любопытного парнишку к воровскому делу. За симпатичное лукавое лицо с фамильными тонкими, удлиненными чертами он получил среди них кличку «лисья мордочка». Когда отец узнал о сомнительных увлечениях мальчишки, он принял решение уволиться и увез семью обратно в Москву. Сам же Олег Ефремов, вспоминая этот период своей жизни, говорил, что если бы он не стал актером, то непременно пошел бы по скользкой дорожке.

Клятва на крови

Уже в школе Олег Ефремов точно знал, кем он хочет стать. В предвоенные годы он много времени проводил в драмкружке при Доме пионеров, среди руководителей которого были выпускники студии Чехова. А сразу после войны, когда ему исполнилось 18 лет, он поступил в недавно созданную школу-студию МХАТ. Хотя в тот год был невероятно высокий конкурс, Ефремову посчастливилось попасть на курс выдающихся театральных деятелей: режиссера Михаила Кедрова и не менее знаменитого актера и режиссера Василия Топоркова. Для юного Ефремова началось невероятно интересное и напряженное время!

О том, насколько страстно он был увлечен театром, свидетельствует тот факт, что вместе со своими друзьями-первокурсниками будущий актер и режиссер поклялся в верности учению Станиславского, скрепив клятву собственной кровью!

«Стану главным режиссером главного театра»

По окончании учебы Олега Ефремова ждало огромное разочарование: его не приняли на работу во МХАТ. Вот как писал об этом впоследствии сам актер.

«Известие, что меня не берут во МХАТ, я воспринял как потрясение. Весь день меня прогуливали по Москве, чтобы я отошел от этой новости. Я был ошарашен, потому что пока учился, в студии все время шли разговоры о том, что я буду играть в театре, и где меня нужно попробовать».

Тогда актер записал в своем дневнике «Я стану главным режиссером главного театра». И, как показала жизнь, сдержал свое слово.

Олег Ефремов: жизнь и судьба по системе Станиславского

ТАСС

Художественный руководитель МХАТ имени А. М. Горького Олег Ефремов

А в тот момент вслед за своим другом — актером Геннадием Печниковым он пошел работать в Центральный детский театр (сейчас РАМТ). Там впервые ярко раскрылась его актерская индивидуальность, он оказался очень востребован и за короткий срок сыграл целых 20 ролей! Одновременно Олег Ефремов стал преподавать в Школе-студии МХАТ: сначала ассистентом, а потом и педагогом.

Большое путешествие по России

Учась и работая, Олег Ефремов вращался в столичной интеллигентской среде. «У нас были удивительные педагоги, к нам приходили гениальные художники, — вспоминал впоследствии Геннадий Печников. — Я помню красивую Ахматову, которая печально читала стихи, игру неистового Рихтера, который выступал в Школе-студии, была встреча с Борисом Пастернаком». Но скоро Ефремов и Печников пришли к совместному выводу, что им не хватает знания той настоящей жизни, которой жила вся большая страна. Тогда они задумали путешествие по России, что-то вроде передвижного театра.

Это было рискованное и полное приключений предприятие. За 42 дня пути они объехали полстраны: выступали в городах, колхозах и на стройках.

В одном месте их обокрали. В другом — приняли за американских шпионов и чуть не арестовали. В третьем — пытались задержать как безбилетников. Они увидели, как зэки строили канал Волга-Дон, как жили крестьяне, у которых отбирали паспорта, чтобы они не могли убежать из колхоза (прямо как при крепостном строе). Они поняли, что живя в столице, ничего не знали о том, как мыкаются простые люди в глубинке.

Друзья давали концерты на двоих: рассказывали о работе в театре, читали фрагменты произведений, разыгрывали сценки. Получали за это маленькие, честно заработанные деньги, чтобы оправдать расходы на еду, ночлег и дорогу — где на паром, где на пароход или железную дорогу. Хлебнули с лихвой, однако позже Ефремов говорил, что не будь этого путешествия, не было бы и «Современника»

В начале 50-х комната в коммунальной квартире, где жил Олег Ефремов, стала штабом. Здесь молодые и амбициозные выпускники школы-студии МХАТ создавали концепцию принципиально нового театра. Ефремов, Волчек, Табаков, Кваша и многие другие ночи напролет изобретали театр новой эпохи, театр без театральности — будущий «Современник». Они были уверены: со зрителями надо говорить только на равных и только о том, что их действительно волнует. Никаких сценических штампов, лобовых решений. Никаких наигранных театральных интонаций. Только искренность! Только та самая верность учению Станиславского, в которой когда-то клялись на крови!

Они репетировали по ночам, не спали, не ели, истово верили в правильность того, что они задумали. Первая постановка молодых артистов стала настоящей сенсацией. Успех был грандиозный. К утру следующего дня вся Москва знала о новом театральном явлении. Вчерашние выпускники в одночасье стали знаменитыми актерами.

Стиль игры актеров «Современника» их коллеги по цеху стали называть позже «шептальным реализмом». А тогда, в переломном 1956 году, появление молодежного театра, ориентированного на современную драматургию и стремящегося осмыслить частную жизнь и чувства человека, произвел просто фурор!

Ефремов руководил театром «Современник» 14 лет. Но в 1970 году он принял очень трудное для себя и для всей труппы решение: оставил свое детище и принял предложение возглавить МХАТ.

МХАТ: новая жизнь главного театра страны

Близкие друзья Олега Ефремова рассказывали, что он просто не смог смотреть, как разваливается главный театр страны. Тот самый театр, о котором он мечтал с самой юности, и который к тому времени пришел в полный упадок.

Во МХАТе 70-х ему пришлось очень трудно. Труппа была огромной, половина актеров не были заняты ни в каких спектаклях, но стремились сохранить свое место и регалии. Он работал как сумасшедший: поставил в первые годы девять пьес и занял в них почти всех актеров. Всем дал проявить себя. Да еще и привел новых великолепных мастеров: Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского, Ию Саввину, Татьяну Лаврову, Анастасию Вертинскую, Татьяну Доронину. Обновился репертуар, появились популярные спектакли, в театр пошла молодежь.

Ефремов добивался в новых спектаклях простоты восприятия, иллюзии непосредственного общения со зрителем. Он не боялся экспериментировать с постановками: менял местами эпизоды, смещал акценты, выводил на первый план второстепенных героев. И все же Олег Ефремов считал, что кризис не преодолен.

Реформа МХАТа, за которую год за годом боролся Ефремов, так и не была завершена. К 1987 году труппа театра разрослась до 180 человек и стала просто неуправляемой. В театре назревал раскол. И в конце концов Ефремов решил просто отделить тех, кто за все эти годы не захотел или не смог стать его единомышленниками. Как рассказывала потом дочь Ефремова Анастасия, пришло время перемен, и он опять сказал: «Ребята, давайте дальше со мной, именно в том формате, как я хочу, — или до свидания!». Так появились два театра: МХТ имени Чехова, руководителем которого остался Ефремов, и МХАТ имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина. У каждой труппы был свой репертуар, работы всем хватило.

За тридцать лет в Художественном театре Ефремов поставил более 40 спектаклей и сам сыграл в 14 из них. Даже в последний год своей жизни Ефремов продолжал работать в театре в прежнем ритме и горел желанием поставить к осени 2000-го спектакль «Сирано де Бержерак». Он репетировал, даже когда дышать без кислородной подушки ему было уже трудно. Но жить без театра для него было вообще невозможно.

Читать ещё •••

Как состарились болливудские звезды

Мир24: последние новости

Олег Ефремов: жизнь и судьба по системе Станиславского
Круче папы: сын Шварценеггера примерил форму полковника МВД России

Олег Ефремов: жизнь и судьба по системе Станиславского
Собянин пришел на церемонию прощания с режиссером Захаровым

Олег Ефремов: жизнь и судьба по системе Станиславского
Найденный младенец, ЧП в горах и личные трагедии: как проходили съемки «Офицеров»

Комментарии

Актеры
,

Три тополя на плющихе
,

Сирано де Бержерак
,

Берегись автомобиля
,

Василий Топорков
,

Олег Ефремов
,

Александр Калужский
,

Татьяна Лаврова
,

Евгений Евстигнеев
,

Геннадий Печников
,

Анастасия Вертинская
,

Михаил Булгаков
,

Ия Саввина
,

Татьяна Доронина
,

Михаил Кедров
,

Борис Пастернак
,

Константин Воинов
,

Иннокентий Смоктуновский
,

ИТАР-ТАСС

Rambler





Нет комментариев

Оставить комментарий

Регистрация или вход через : 

©2024 Материалы представленные на kyk.su взяты из открытых источников с активной ссылкой на материал и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам и если Вы обнаружили материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, сообщите нам.

*Администрация сайта не несет ответственности за содержание материала *Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой.

Введите данные:

Forgot your details?