Чуть помедленнее, Тони

Фото:
фильм «Мстители. Финал»

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ


Комментарии

В прокат наконец вышел последний (условно: эта эпопея приносит столько денег, что не закончится никогда) фильм в супергеройской франшизе Marvel «Мстители», год назад по щелчку пальцев злодея Таноса лишившейся половины персонажей. Удалось ли авторам «Финала» убедительно вернуть их с того света и достичь подлинного катарсиса? Ответ в рецензии «Ленты.ру».

После устроенного титаном Таносом (Джош Бролин) геноцида, стершего в пыль половину обитателей вселенной, прошло пять лет. Разбитый смертью товарищей Тони Старк (Роберт Дауни-младший) повесил костюм Железного человека на гвоздь и вместе с женой (Гвинет Пэлтроу) воспитывает дочку в идиллическом доме у озера. Халк (Марк Руффало) научился контролировать эмоции и с довольной ухмылкой раздает автографы каждому встречному. Остальным из переживших щелчок злодейского пальца в осиротевшем мире живется несколько менее комфортно. Капитан Америка (Крис Эванс) разглагольствует о смирении в своей группе поддержки потерявшим близких. Черная Вдова (Скарлетт Йоханссон) заедает тоску и слезы бутербродами. Лишившийся всей семьи Соколиный Глаз (Джереми Реннер) ушел в подполье и разъезжает по миру, без суда и следствия потроша мелких преступников. Тор (Крис Хэмсуорт) забухал так жестко, что стал комплекцией напоминать пивной бочонок. Танос? Его нашли и обезглавили еще на десятой минуте фильма, сразу после трагедии — за то, что уничтожил сделавшие беду возможной Камни бесконечности. Получается, что назад хода нет?

Чуть помедленнее, Тони

фильм «Мстители. Финал»

Ну да, как же. Стремление повернуть действия инопланетного злодея вспять оказывается главной центробежной силой картины. И конечно, в свете того, что одним из основных элементов сюжета, прикончившего половину вселенной в «Войне бесконечности», предыдущем фильме франшизы, была обратимость времени, определенные вмешательства в пространственно-временной континуум в «Финале» — ради возвращения покойных к жизни — были, очевидно, неизбежны. Что ж, на деле они и вовсе составляют основу истории новой картины — их катализатором выступает возвращение Скотта Лэнга (Пол Радд) из квантовой реальности, где бывший домушник, как сообщалось в прошлогодних «Человеке-муравье и Осе», застрял за секунды до устроенного Таносом апокалипсиса. Причем прежде, чем Мстители начнут путешествовать во времени, они — в одном из на удивление не редких в этом фильме откровенно комических дебатов — показательно высмеют подход к мотиву тайм-трэвелинга в популярном фантастическом кино (достанется даже — возмутительно — трилогии «Назад в будущее»).

Что ж, тем характернее, что этот, покоящийся на плечах двадцати одного предыдущего фильма киновселенной Marvel блокбастер даже путешествия во времени осуществит в формате возвращения Мстителей в некоторые сцены из этих прошлых картин. Более того, режиссеры «Финала» Энтони и Джо Руссо даже воспользуются этим спорным с точки зрения сценарной фантазии решением не только для того, чтобы эффектно столкнуть персонажей с их собственными двойниками из прошлого (причем иногда в боевом режиме), но и ради достижения частных, персональных катарсисов в тянущихся уже десяток лет линиях своих ключевых супергероев. Учитывая, что мучительные проблемы последних носят на себе печать дилемм переходного возраста, не обойдется и без мелодраматических встреч отдельных протагонистов с собственными создателями. То есть разговоров с родителями.

Чуть помедленнее, Тони

фильм «Мстители. Финал»

Надо отдать должное «Финалу» — как раз в мелодраматике этих и некоторых других диалоговых сцен (то есть тихих, лишенных конвейерного супергеройского пафоса) заключаются самые сильные моменты фильма. Здесь же, в брошенных на ходу репликах или эмоционально заряженных крупных планах спорадически удается продемонстрировать обаяние и экранную харизму многочисленным — и вынужденным обходиться преимущественно крохами режиссерского внимания — занятым в этой франшизе прекрасным актерам (особенно эффективно его задействуют Бри Ларсон в роли Капитана Марвел, язвительно-скорбный Дауни-младший и дающий полноценного Джеффа Бриджеса из «Большого Лебовски» Хэмсуорт). Все эти частные актерские удачи, редкие вспышки подлинных эмоций, короткие встречи и долгие проводы, впрочем, оказываются приглушены почти до неразличения монотонной, тяжелой и часто неуклюжей поступью растянутого, раздутого до ожирения, предсказуемого в своих основных ходах сюжета.

Да, помимо выдумки по части тайм-трэвелинга, братьям Руссо отчаянно не хватает ловкости и в тайм-менеджменте. Они упорно, с бездумной старательностью авторов кратких пересказов литклассики, проговаривают каждый шаг своей фабулы — ни разу не решаясь впустить в нарратив хоть какой-то намек на полет настоящей фантазии. Грандиозность их фильма ограничивается строго его масштабом (вплоть до того, что решающая финальная битва и вовсе выглядит блеклым, больше знакомым по фильмам вселенной DC Comics, бессмысленным клинчем миллионов игрушечных CGI-солдатиков). Что еще хуже — ограниченность режиссерского и сценарного воображения лишь сильнее проявляет, как сильно эта экранная вселенная замкнута на саму себя.

Чуть помедленнее, Тони

фильм «Мстители. Финал»

В самом деле — герои «Мстителей» могут потешаться над абсурдными допущениями «Назад в будущее», «Бандитов во времени» и даже «Машины времени в джакузи», но все эти фильмы (да, включая «Машину времени в джакузи») позволяли себе проявлять порой глупую, но очевидную смелость, воображая альтернативные прошлые и будущие эпохи. Все на что хватает таланта братьев Руссо — это пробежаться по лучшим хитам собственной франшизы, в лучшем случае добавив к ним иронический или, напротив, патетический комментарий. Точно такой же дешевой, элементарной манипуляцией неизбежно раскрываются в таком контексте и так старательно, так долго нагнетавшиеся здесь моменты эмоционального и мелодраматического накала — они при ближайшем рассмотрении оказываются строго функциональными, служащими лишь делу поддержания грошовой интриги (а ведь супергеройское кино вовсе не обязано ограничиваться лишь аттракционностью сюжета — подтверждения чему, от «Тора 3» до «Черной Пантеры», есть и в самом сериале Marvel).

Вместо полноценной, насыщенной и неожиданной кульминации вселенной «Мстителей» светит лишь схлопнуться в бесконечном диалоге с зеркалом. С драматургической точки зрения механически генерируемая развязкой финальность этого фильма напоминает, в сущности, грандиозный акт самовлюбленной аутоасфикции. 22-я серия самой популярной франшизы наших дней сама обернулась уловкой-22, если угодно.




Rambler


Нет комментариев

Оставить комментарий

Регистрация или вход через : 

©2024 Материалы представленные на kyk.su взяты из открытых источников с активной ссылкой на материал и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам и если Вы обнаружили материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, сообщите нам.

*Администрация сайта не несет ответственности за содержание материала *Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой.

Введите данные:

Forgot your details?