Виктор Сухоруков: Убежден — свою родину любить надо всякой, и спасать только через любовь, а не проклятья

Фото:
Аргументы Недели – статьи

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ


Комментарии

Свою популярность сегодня народный артист России Виктор Сухоруков отрицает, считая, что среди его новых киноработ нет таких ярких открытий, какие случились в фильмах Алексея Балабанова в 90-х, а также в первом десятилетии нулевых (император Павел I и фронтовик Никанор Калинкин в картинах Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел» и «Агитбригада „Бей врага!“, генерал Дроздов и капитан клипера „Смелый“ — в „Не хлебом единым“ и „Пассажирке“ Станислава Говорухина, отец Филарет в лунгинском „Острове“).

»Брат-2», говорит, не в счет, так как роль была написана специально для него. Роли в спектаклях «Р. Р. Р.» по «Преступлению и наказанию», «Царство отца и сына» по Алексею Толстому, «Римская комедия» Зорина в театре им. Моссовета, «Улыбнись нам, Господи!» на вахтанговской сцене и вампиловская антреприза «Старший сын» тоже не в счет — несоизмеримо меньшее количество зрителей смотрит. Но, наблюдая за бесконечными фотосессиями актера со зрителями на пляже «Жемчужины» на следующий день после закрытия «Кинотавра», легко было сделать совсем другой вывод.

Сегодня Виктор Иванович — гость «АН».

В новом сериале передаю привет Марлону Брандо

— Известно, что недавно в Питере вы закончили сниматься в фильме «Цыпленок жареный», изменили отношение к сериалам?

— Дело не в киноформате, а в том, кто снимает. Когда такие люди, как режиссер Елена Николаева и оператор Максим Осадчий предлагают тебе суперроль, как можно отказаться? Я испытал настоящий катарсис от работы над историческим сериалом, который снимает компания «Марс Медиа» по заказу Первого канала. Уверен, нас ждет большое кинособытие. Сюжет прост: 20-е годы, ЧК ведет борьбу с самогоноварением и контрабандой в Петрограде, организован целый комитет. Мой герой — криминальный авторитет, которому подчиняются все самогонщики Петрограда, вступает в конфронтацию с руководителем комитета. На этом построены все 16 серий. Режиссер разрешила мне «передать привет» Марлону Брандо, так что, смотрите.

— К историческим сериалам, похоже, у вас появился вкус, сыграли Малюту Скуратова в «Годунове», не отталкивал образ «кровавого пса» Ивана Грозного?

— Ну что за взгляд?! Положительные и отрицательные персонажи — всегда противостояние миров, судеб, характеров, все взаимосвязано, и первых не бывает без вторых. Мой Малюта Скуратов — государев человек, герой своего времени, и то, что он делает, полагаю, делает не потому, что любит жрать младенцев на десерт, а выполняет миссию, жестокую, кровавую, но миссию. Мне кажется, играя отрицательного персонажа, не нужно его ругать, демонстрируя отвратительную сущность, нужно искать объяснение такому характеру, иначе лишите героя обаяния. Малюта Скуратов в «Годунове», прежде всего, отец своих дочерей и нужен, в основном, для того, чтобы свести Годунова с Иваном Грозным. Роль на одну серию. Вот когда дадут роль Скуратова с его деяниями, еще подумаю, браться ли за нее. Хотя, вряд ли, на лошадь уже не сяду, а без коня это не Скуратов.

— Не наводили ли съемки «Годунова» на размышления о политическом устройстве России, на параллели с современностью?

— Историку задавайте такие вопросы, я знаю одно — там было свое время, и берега Москвы-реки еще не были обустроены, а сегодня они в камне. Так и люди. Даже режиссеры, снимая исторические сериалы, мало оглядываются на те времена и эпохи, очень они далеки от нас. А искать параллели, какая вам радость? Моя задача так сыграть персонажа, чтобы он был интересен зрителю, а кто сегодня на него похож, мне не важно.

— Вас не удивило предложение Кончаловского сыграть Гиммлера в фильме «Рай»?

— Удивило. На эту роль он искал актеров в немецкой и итальянской стороне, а наши кастинг-директора предложили российских попробовать. «Ну хотя бы Сухорукова». Он очень удивился, но, когда меня загримировали и отправили ему пробы, приехал ко мне в Симферополь. И в отеле под названием «Украина» мы ударили по рукам. Потом я поехал на два дня в Нюрнберг, и получился неплохой эпизод. Единственное, когда Кончаловский поставил задачу говорить на немецком, я сказал — «Андрей Сергеевич, хоть с роли снимай, огромный монолог не выучу». И он снимал на русском, потом немецкий актер меня дублировал.

— Встречаемся спустя пять лет, а как будто в другом времени — война на Украине, беспрецедентные коррупционные скандалы, беспредел в школах по отношению к учителям. В новом фильме «Звезды» вы сыграли учителя русского языка, история которого заставила вас «плакать и дрожать», о чем речь?

— В фильме он гастарбайтер, приехавший в Россию на заработки, а его валтузят как чужака. И все потому, что современные бояре вдруг собрались где-то, выпили, и — распался Советский Союз. Разбежались не только сытые лидеры республик, повидавшие мир и совсем в других условиях, чем вся советская молодежь, вырастившие своих детей, взорвалась география жизни миллионов людей. Но вначале случился раскол внутри государства, люди разделились незаметно, потому что в одно и то же время у нас были и талоны на продукты, и спецпайки. И претензия тут одна — к компартии, я сам был комсомольцем и верил в эту партию, хоть и не вступил, но это учинили они. Так вот мой герой — советский человек, всю жизнь преподававший русский язык в Узбекистане, пережив несчастье, приезжает в Россию на заработки, а с ним разговаривают как с чужаком. Он говорит по-русски, он «свой», а его заставляют сдавать экзамен, чтобы получить разрешение на работу. И таких «чужаков» по всей планете легионы. Беда, за которую никто не в ответе. Над этим я плакал в фильме.

Говорите — война, а я считаю, что это схватка представителей двух лагерей в одной стране. Не повезло Украине с революциями: благополучные люди, учинившие на площади некую «революцию достоинства», не подозревали, что у нее были сестры — восточная, южная, западная, и майдан, подобный киевскому, произошел и на Донбассе. Революции, а, на мой взгляд, так просто бунты несогласия одних с другими. И в результате случилось все то, что было в России — борьба белых и красных, брат на брата, эмиграция. Идет бойня родных людей, просто Киеву помогают с одной стороны, а Донбассу — с другой. На Украине происходит трагедия: при распаде Советского Союза миллионы людей разных национальностей сначала были растащены, превращены в чужих, а сегодня их стараются сделать врагами. Убежден в одном — свою родину надо любить всякой, и спасать ее только через любовь, а не проклятья.

А что касается коррупционных скандалов, мне кажется, на Руси при всех властях были люди, которые воровали, брали взятки, подмахивали бумаги за бусики и колечки. Кого валтузил по мордам Петр Первый? Меньшикова. Единственное, как простого смертного меня всегда интересовал вопрос — а сколько человеку надо, чтобы он успокоился?..

Кино никогда не умрет

— Какое кино, по-вашему, рождает наше время? Одни кивают на недостаток финансов, другие на то, что кино не доходит до зрителя, что видится вам изнутри процесса?

— Вижу, как нетерпеливы молодые актеры, им подавай все скорей и немедленно, спешат не просто блеснуть и стать звездами, хотят быть мессиями. Это нормально, я начал сниматься в 39 лет и, хотя все успел, иногда точит мысль — эх, все хорошо у меня, вот только пораньше бы. Я давно не в обойме, но не теряю надежды выйти на экран с хорошей ролью. Никогда не буду говорить о кинематографе как явлении умирающем. Он может переместиться в интернет, превратиться в шоу или аттракцион, когда во время просмотра вас будут поливать водичкой, жарить солнышком и щупать электронными руками. По мере развития науки, кинематограф будет трансформироваться, но не исчезнет, потому что это уникальное зрелище и великолепное развлечение. А оценка фильма, она всегда субъективна, об одной и той же картине рядом сидящие зрители выскажут противоположные мнения.

Недавно посмотрел 12 фильмов на Кинотавре, конечно, удивился некоторым вещам, но рад, что победил фильм «Бык», в котором есть взгляд молодого человека на 90-е годы. Показав трагическую историю семьи, режиссер дает в конце реальный политический эпизод, где по ТВ на фоне новогодней елочки президент говорит — «Простите меня, я ухожу!». И так хочется спросить у тех, кто ведал страной в то время, а за что президент извиняется перед народом?.. И тут же вижу картину, где на фоне чеховской атмосферы, — речка, бабочки, стрекозы, девчонки в веночках и сарафанчиках, — и на летней эстраде одна из них поет песню на английском языке. И таких фильмов несколько: не пойму, почему, рассказывая русскую историю, авторы не поют русских песен, а тянут — «only you»?

Ну и о понятии эротизма. Даже Тинто Брасс не позволял себе такого, что считают возможным иные наши режиссеры. Раздеть в кино женщину — это уже искусство, и надо иметь на это веские основания, а когда раздевают еще и мужчину, так и хочется спросить — какова цель? Смысл?! Где аргументация?! Ну и, конечно, есть ребятки, даже имен их не знаю, которые снимают постыдное безобразие, профнепригодность такая, как будто газетчик с улицы взял и снял кино. А в целом получил огромное наслаждение, понял, что российское кино есть, оно разное, и ругать членов жюри не следует. Сегодня не дали приз — дадут завтра, это как повезет. Всегда вспоминаю Юрия Мамина, прекрасного комедиографа, ученика Рязанова, он открыл меня кинематографу в «Бакенбардах». В 90-х у него все картины были наградными, начиная с «Праздника Нептуна» и «Фонтана». А «Бакенбарды» в Сан-Себастьяне получили приз ФИПРЕССИ. Сколько лет прожил он без поддержки, и, в конце концов, уехал в Америку. И никто из кинематографического сообщества не поддержал его.

В «Конце прекрасной эпохи» меня нет из-за моей дерзости

— Скажите, прошла ли у вас обида на Алексея Балабанова, который, как вы говорили, «создал вас», а потом перестал снимать? По сути вы были его талисманом.

— Обиды не было, было ожидание и непонимание. А вот этим своим «талисманством» вы, журналисты, может быть, и угробили меня. «Талисман, талисман» — он наверняка мог сказать — «А какой Сухоруков талисман, я и без него обойдусь!» И обошелся. Могло такое случиться, и нашептать ему могли… Но я вам еще раз подчеркиваю, обиды не было. Это было его право, его выбор, его решение. Мне оставалось только спросить — «Почему ты меня не снимаешь?» На что он отвечал — «Нет для тебя ролей» или — «Ну ты же такой крутой стал». А, может, мы просто надоели друг другу. Устал он от меня, решил обновить кровь. Но в нашей дискуссии с ним я все равно победил. Когда мы начинали в «Счастливых днях», он говорил, что актеров нельзя снимать постоянно, надо менять, а лучше брать не актеров с улицы. И тогда я спросил — «Леш, значит, ты отрицаешь Тарковского, Висконти, Феллини, которые со своими актерами прошли огромный путь и создали шедевры? Он промолчал и — снимал меня в следующей картине.

Он и дальше будет приглашать актеров, которые ему были дороги, это в последнее время уже стал снимать совсем, казалось бы, не актеров. Почему так произошло, понять никто не мог. Так мы и разошлись, а когда я уехал в Москву, вообще потерялись. Тем не менее, я рад хотя бы тому, что за месяц до смерти у меня был с ним телефонный разговор, и он мне сказал — „Мы же родные люди, Витенька…“ Этим я дорожу, и мне больше ничего не надо. Я все равно сделал с ним столько, сколько другие актеры, так получилось, и не дождались. Посмотрите, как сегодня смотрятся „Счастливые дни“, о которых в последние годы он говорил — „Ой, плохая картина!“ А я иногда заглядываю в нее, это ж кино!.. Это — кино.

— Изменила ли вас роль отца Филарета в „Острове“?

— Не изменила. Люблю этот фильм, это моя победа и Лунгина, конечно. Он рисковал, когда брал меня на эту роль, хотя и по рекомендации самого Мамонова. Петр меня сосватал, и я дорожу этой ролью. Потому что продемонстрировал там еще один пласт своего дарования: брутальный криминальный тип, и вдруг играет такого умиротворенного человека, как Филарет. В творческой судьбе это дается далеко не всем, потому и называю эту роль чудом.

— Знаете ли вы, что у Виталия Мельникова есть сценарий продолжения „Агитбригады „Бей врага!“, которыйнесколько раз подавали на конкурсы Минкульта и Фонда кино? Хвалят, но денег не дают.

— Вот видите, а вы говорите, что кого-то обижают. Мельников — легенда советского кино, и дочка его всю жизнь в кинематографе, и вдруг — не дают денег. Дайте ветерану — плохо не сделает. Пристегните стажеров, помощников…

— В прошлом году не стало еще одного „вашего“ режиссера — Станислава Говорухина, как спустя время вспоминается работа с ним?

— После встречи с ним я превратился в Виктора Ивановича. Станислав Сергеевич окружил меня уважением, всегда давал высокую профессиональную оценку. Однажды во время застолья на съемках „Не хлебом единым“ по роману Дудинцева тост за меня говорил: какой я талантливый актер и золотой человек. Никто за меня таких рюмок не поднимал… Он же меня и пробовать не стал, когда кастинг-директор Лидия Федосеева привела на роль Дроздова в „Не хлебом единым“. А когда беседовали у него в кабинете, угощал шоколадными конфетами, заметив, что я сластена, так я этих „Мишек косолапых“ и „Красных шапочек“ грыз одну за другой… Незадолго до смерти я навещал его. Сидим в креслах, рассказываю обо всем подряд, а он вдруг спрашивает — „А что ты конфеты не ешь?“ „Съем“, — говорю, — и умял всю розеточку.

Станислав Сергеевич снял меня в пяти картинах, в „Конце прекрасной эпохи“ меня не оказалось, потому что инициатива наказуема. Я сказал Говорухину — „Ну зачем вам снимать социальную драму, вы так любите приключенческую литературу, и у вас такие возможности?! Залудите картину по Жюль Верну или по Свифту, чтобы мы с вами по экватору прокатились — на лыжах, велосипеде или воздушном шаре“. Он так скромно сказал — „Нет, я это уже не потяну“. А я вдогонку — „Что значит „не потянете“, возьмите себе помощников, и все будет классно“. Нет, он меня не услышал, но, по крайней мере, простил мне эту дерзость.

— Как прошли гастроли вахтанговского спектакля „Улыбнись нам, Господи!“ в прошлом году в Лондоне?

— Грандиозно, с аншлагами. Дали четыре спектакля в одном из лучших лондонских залов: были субтитры, все прошло на высочайшем международном уровне. Зрители аплодировали, кричали „браво“, благодарили. Погулять, увы, не пришлось, погода стояла скверная. Что касается замечательного спектакля Римаса Туминаса, горжусь своим участием в нем. Между прочим, только я в этом спектакле в одном составе, у всех по два. Роль у меня философская, в моем Авнере Розентале воплощена судьба целого еврейского народа… За эту роль у меня есть премия, и в „Нью-Йорк Таймс“ писали об этой работе.

Хочешь спастись — превращайся в стражника самого себя

— Трудно найти другого известного человека, который бы так откровенно рассказал о своем воскресении из пучины алкоголизма, скажите, все-таки что помогло вам — сила воли или это была мистика, называют же вас медиумом?

— О падении своем я рассказал лишь потому, что вышел на свет божий, иначе никто бы ничего не узнал. А тем, как это произошло, у меня интересовались даже ученые люди, и среди них есть те, кто до сих пор не верит в мое избавление. Но помочь я вряд ли кому-то смогу, это тот случай, когда человек либо один на один должен вести борьбу со своим недугом, либо с помощью близких. По моему убеждению, врачи-наркологи не лечат от алкоголизма, они лишь избавляют человека от боли, которую тот испытывает в момент изнеможения. Средства от напасти у врачей нет, и тот, кто хочет избавиться от нее, должен помнить, что змея алкоголизма, которую вы заселяете в себя, никуда не исчезает. Она всегда на страже и ждет твоего забытья, чтобы опрокинуть в безумный, кромешный мир. Но пока ты помнишь о ней, ты спасен. Так что одно могу сказать — превращайся в стражника самого себя.

— Часто ли бываете в Орехове-Зуево, как вам понравился бронзовый Виктор Сухоруков?

— Сделано все по инициативе предпринимателя Игоря Беркаусова: „Мы, — сказал, — вами гордимся, хотим отлить в бронзе“. Скульптор изобразил меня на скамейке — присел на минутку. Рядом со мной есть место, люди садятся, выпивают, разговаривают. Зимой шапку с шарфиком на меня надевают, вошел я и в городской фольклор. Немножко поодаль продуктовый рынок, и говорят теперь так — „Пойду к Сухорукову, колбаски куплю“. Я привык, мне приятно.

В городе бываю часто, в Орехове живут мои родственники. Сестра Галина, племянник Иван и его дети Кирилл и Наденька. Они тоже гордятся мной, а внуки любят разбирать мои роли и дают профессиональные советы. В городе отреставрировали Зимний театр, где я занимался в народной студии, вернули первозданный вид зрительному залу. Особенно хороша люстра. В моем ореховском огороде много цветов и ягод. Созрели яблоки…

— Вы производите впечатление счастливого человека, неслучайно, видать, ваша карьера началась со „Счастливых дней“, есть ли у вас формула счастья?

— Надо просто верить, что счастье есть, вот и все.

Читать ещё •••

Аргументы Недели: последние новости

Виктор Сухоруков: Убежден — свою родину любить надо всякой, и спасать только через любовь, а не проклятья
Эдди Мерфи планирует вернуться в стендап

Виктор Сухоруков: Убежден — свою родину любить надо всякой, и спасать только через любовь, а не проклятья
Сериал "Чернобыль". СССР отделался небольшими потерями

Виктор Сухоруков: Убежден — свою родину любить надо всякой, и спасать только через любовь, а не проклятья
Тимоти Далтон: "Я так и не понял, для чего нужен хрен с водкой!"

Комментарии

Актеры
,

Праздник Нептуна
,

Остров
,

Красная шапочка
,

Звезда
,

Бакенбарды
,

Звёзды
,

Рай
,

Фонтан
,

Старший Сын
,

Станислав Говорухин
,

Римас Туминас
,

Малюта Скуратов
,

Виктор Сухоруков
,

Алексей Балабанов
,

Лидия Федосеева
,

Елена Николаева
,

Виталий Мельников
,

Максим Осадчий
,

Юрий Мамин
,

Иван Грозный
,

Алексей Толстой
,

Театра им. Моссовета
,

Минкультуры
,

New York Times

Rambler





Нет комментариев

Оставить комментарий

Регистрация или вход через : 

©2024 Материалы представленные на kyk.su взяты из открытых источников с активной ссылкой на материал и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам и если Вы обнаружили материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, сообщите нам.

*Администрация сайта не несет ответственности за содержание материала *Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой.

Введите данные:

Forgot your details?