Фото:
Кадр из фильма «Тренер»
Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ
В четверг, 19 апреля, в российский прокат выходит спортивная драма «Тренер» — первый фильм, над которым Данила Козловский работал в качестве режиссёра. Кроме того, Козловский стал сценаристом и продюсером картины, а также исполнил в ней главную роль. В центре сюжета — история известного футболиста, который после отстранения от участия в матчах отправляется в Новороссийск тренировать местную команду. Вопреки активному сопротивлению игроков, новый тренер начинает делать из них звёзд отечественного спорта.
В российский прокат выходит спортивная драма «Тренер». Актёр Данила Козловский выступил в качестве режиссёра, исполнителя главной роли, продюсера (другими продюсерами киноленты стали Пётр Ануров, Никита Михалков, Леонид Верещагин, Антон Златопольский и Григорий Стоялов) и одного из авторов сценария.
Идея снять эту картину также принадлежала Козловскому. И возникла она, по его собственному признанию, благодаря «актёрскому желанию сыграть футбольного тренера».
«Меня всегда, помимо того, что происходит на поле, привлекало и как артиста, и как наблюдателя, что происходит на бровке — это сверхэмоциональное драматическое поведение тренеров, когда они ничего не могут сделать и пытаются повлиять на то, что происходит перед их глазами. Всегда мне было, как артисту, интересно. Не говоря уже о том, что это очень театрально, кинематографично и привлекательно. Потом возник вопрос: «А где, собственно, сыграть футбольного тренера?» Никто на тот момент ничего не предлагал, связанного с футболом»,
— рассказал Козловский.
Тогда актёр написал сценарий и вместе с Петром Ануровым принялся к работе над картиной.
Сюжет «Тренера» выстраивается вокруг эпизода из жизни вымышленной звезды российского футбола Юрия Столешникова (Данила Козловский). Из-за неудачного пенальти во время важного матча он нападает на болельщика, провоцирует беспорядки на стадионе и, как следствие, временно отстраняется от соревнований.
Однажды уже потерявшиего надежду на возвращение в футбол спортсмена приглашают стать главным тренером провинциальной команды «Металлург», игроки которой уже давно не показывают хорошие результаты, зато исправно получают премии за ничьи. Столешников соглашается и летит в Новороссийск. На месте оказывается, что его новые подопечные не только находятся в ужасной форме, но и не хотят работать на результат. А потому упорно бойкотируют новоиспечённого тренера.
Разумеется, Столешникову не сразу, но всё же удастся отыскать ключ к сердцу игроков и заставить их работать. Заодно герой найдёт любовь в лице врача-реабилитолога (Ольга Зуева) и своё призвание.
Дорогой «Тренер»
Бюджет фильма составил 390 млн рублей (к слову, на другой громкий «спортивный» кинорелиз этого года — мелодраму «Лёд» — ушло лишь 150 млн рублей). По словам Козловского, часть средств выделило государство, также существенно помогли проекту «Студия ТРИТЭ» Никиты Михалкова и холдинг ВГТРК.
К съёмкам своего первого фильма Козловский подошёл ответственно — ночами переписывал сценарий, заставлял футболистов делать по 28 дублей удара головой. Однако именно эта скрупулёзность вкупе с отсутствием опыта сыграли с ним злую шутку.
Диалоги, которые должны были быть содержательными, получились затянутыми и обременёнными ненужными деталями — сценаристы переборщили в попытках сделать их как можно более жизненными. Совершенно «сырой» вышла любовная линия: «Тренер» вполне мог бы обойтись без героини Ольги Зуевой и бессмысленной постельной сцены в свете красных ламп. Куда больше внимания, напротив, можно было бы уделить невысказанным чувствам героини Ирины Горбачёвой.
Массу вопросов вызывает и работа оператора, которым стал талантливый и опытный Фёдор Лясс. «Тренер» отснят в весьма оригинальной стилистике: порой камеру будто бы заслоняют посторонние предметы, а на переднем плане в расфокусировке оказываются то носок игрока, то рулон обоев. Приём этот оригинальный — но подходит он, скорее, для клипов или фильмов менее масштабных и коммерчески ориентированных.
Целостность картины не поддерживает и музыкальный ряд. Не совсем ясно, чем руководствовался Козловский в выборе саундтреков: в разное время в кадре играют композиции Фрэнка Синатры, групп Kaleo и ДДТ. Создаётся впечатление, что режиссёр решил вместить в один фильм всё, что ему когда-то приглянулось.
Отцы и дети
Тем не менее, есть в «Тренере» немало положительных сторон. К примеру — его непредсказуемость. Невозможно предугадать, что случится в кадре в следующий момент: будет главный герой плакать или бить стёкла стульями, попадёт он, будучи пьяным, по мячу, или промажет.
Интересен и выбор сюжетной линии отцов и детей. В сложных отношениях с отцами находятся сразу несколько героев: президент «Металлурга» Лара страдает из-за необходимости выстраивать жизнь согласно желаниям папы-мэра, новая возлюбленная Столешникова самостоятельно воспитывает младшую сестру — их отец ушёл из семьи после смерти матери. Чрезвычайно запутанные отношения с отцом выстроил и главный герой. Создатели картины предлагают зрителям самостоятельно домыслить предысторию конфликта, однако в общих чертах всё довольно ясно: папа был слишком занят налаживанием карьеры сына и недодал ему любви. Сын вырос и обиделся.
«У нас было в сценарии детство, и мы даже сняли одну сцену из детства. Но я потом от неё отказался… Вот мы видим ребёнка в детстве, видим какой-то конфликт, и как будто лишаем зрителя возможности пофантазировать, соединить себя со своей болью. Потому что одни из самых сложных отношений в жизни — во всяком случае, у меня — с близкими людьми, которых ты любишь и от которых ты зависим эмоционально»,
— отметил Козловский.
Он рассказал, что перед началом съёмок полтора часа проговорил с Андреем Смоляковым, исполнившим роль отца Юрия Столешникова, на тему отношений между отцами и детьми.
«Это была такая «сверка часов», больше нам не понадобилось никакого разговора. В следующий раз мы просто встретились на площадке и работали», — пояснил режиссёр.
Главный фильм про футбол
Однако наиболее сильной и, как ни странно, самой трогательной стороной «Тренера», стала линия отношений команды и футбольных фанатов. Причём на фоне приближающегося чемпионата мира в России эта тема может заиграть новыми красками.
По признанию Козловского, фильм изначально делался в расчёте на выход аккурат к чемпионату.
«Для нас, как для продюсеров, было принципиально, на чём мы будем строить всю дальнейшую маркетинговую кампанию… Мы хотели, конечно же, выйти перед чемпионатом мира, в момент, когда вся страна будет ждать этого уникального невероятного события… И у нас была такая амбиция — стать главным фильмом про футбол к чемпионату мира. Хотя это кино не про футбол, безусловно», — объяснил он.
Козловский подчёркивает, что пытался рассказать человеческую историю, в которой вид спорта не так уж и важен. Не нужно разбираться в футболе, чтобы смотреть фильм — это история о людях, их радостях и горестях.
По словам режиссёра, сегодня в обществе очень непростое отношение к российскому футболу.
«Но, вы знаете, когда я прихожу на стадион, я вижу, с каким энтузиазмом люди поддерживают команды, когда поддерживают сборную, и наша сборная способна показывать серьёзные результаты, творить чудеса, дарить людям эмоции. Да, наверное, может быть, в последнее время это бывает не так часто. Но я — из тех, кто верит в свою национальную сборную в преддверии чемпионата. Я из тех, кто будет болеть, кто будет поддерживать, орать до хрипоты. И я уверен, нас — миллионы»,
— уверяет Козловский.
Rambler